Скачать [Точка интеллекта] Как ритуалы, мифы и магия правят нашим сознанием. 5 Лекций (Оксана Седых)

Зарегистрируйтесь, чтобы посмотреть скрытый контент
Робот
Робот
Робот форума
Сообщения
398 569
Реакции
1 526
Монеты
21 179
Оплачено
0
Ссылка на картинку
О курсе:

Почему миф и ритуал – не пережитки далекой древности, а самая актуальная современность? Как они представлены в современной культуре и в жизни каждого из нас? Об этом поговорим в рамках курса «Как ритуалы, мифы и магия правят нашим сознанием». За разъяснениями обратимся к философам, писателям, исследователям. Порассуждаем несложным языком о мифе, ритуале, сказке, магическом мышлении и т.п. Обязательно разберем кейсы – посмотрим, как конкретно миф, ритуал и магия являют себя в сознании каждого из нас и в современной культуре - в литературе, живописи, кино, комиксах, в повседневных культурных практиках. Обсудим, почему миф в истории человечества постоянно возобновляет себя, возможно ли его полное искоренение и в чем загадка связи феномена мифа и феномена человека.

О чем поговорим на лекциях:

Лекция 1. Миф как культурная константа. (27.02.25)
Миф как нарратив (рассказанная история) и начало литературы. Четыре главных сюжета мировой литературы (по Х.Л. Борхесу): «Осада города», «Возвращение домой», «Поиск», «Жертвоприношение богоподобного существа».
  • Почему сюжетов всего четыре и как они связаны с мифом?
  • Архаический и современный мифический нарратив. Чем миф отличается от сказки?
  • Как формула сказки помогает понять миф (по В.Я. Проппу). Архаическая и современная сказка: вариации сказки о Золушке. К. Леви-Строс о культурной функции мифа: миф как модель для разрешения фундаментальных противоречий.
  • Почему миф сложен для научного изучения?
  • Что философия говорит о мифе? «Диалектика мифа» А.Ф. Лосева.
Лекция 2. Ритуал как культурная константа. (13.03.25)
  • Как связаны миф и ритуал? Что ритуал дает культуре и человеку?
  • Ритуал в нашей культурной и психической жизни. Как трактует ритуал психология и психоанализ (по З. Фрейду)?
  • Какие ритуалы есть у каждого из нас?
  • Обряды перехода (по А. Ван Геннепу): обряды жизненного цикла (роды, инициация, свадьба, похороны).
  • Почему похороны и свадьба зеркально отражают друг друга?
  • Как обряды перехода существуют в современности?
  • К какому типу обрядов относятся: посвящение в студенты, воинская присяга, инаугурация, клятва Гиппократа и под.?
  • Почему в ритуалах перехода допускалось то, что запрещалось и ограничивалось в обычной жизни (употребление наркотиков, свободные сексуальные связи, членовредительство, нагота и пр.)?
  • Лиминальная (маргинальная) стадия ритуала и феномен «коммунитас» (по В. Тернеру).
  • Может ли человек и общество обойтись без ритуалов: обсуждаем известные случаи.
  • Ритуал и карнавал. Карнавальные формы современной культуры. Ритуал в корпоративной культуре.
Лекция 3. Мифологизация «чужого»: от архаики к современности. (27.03.25)
  • Оппозиция «свое/чужое» как культурная универсалия. Как люди представляют чужое пространство и чужие народы?
  • Люди и нелюди. «Чужое» и демонология. Как рассказывают о демонах: мемораты, фабулаты, городские легенды.
  • К какому типу рассказов относятся истории о призраках и привидениях, НЛО, снежном человеке.
  • Как изображают демонов? Почему у них нет точных размеров? Демонология и представления о «не своей» смерти (по Д.К. Зеленину). «Чужое» в ритуале. Категория чуждости в литературе и кино: хоррор и научная фантастика.
  • Почему инопланетяне похожи на демонических существ?
  • Проблема неантропоморфизма: может ли человек помыслить и изобразить существо, обладающее неантропоморфным сознанием?
Лекция 4. Миф в XX и ХХI веке. (03.04.25)
  • Демифологизация и ремифологизация в истории культуры.
  • ХХ век – эпоха ремифологизации (по Е.М. Мелетинскому).
  • Неклассическая картина мира в науке и философии: как миф и сказка находят место в научной картине мира (сказки об Алисе Л. Кэрролла, «Мнимости в геометрии» П. Флоренского, «Эйнштейн и религия» В.Г. Богораза, «Античный космос и современная наука» А.Ф. Лосева).
  • Неомифологизм в ХХ и XXI веке. Почему альтернативные реальности - норма для современного искусства?
  • Мифологизированные формы трансмедийного повествования (кино, комикс, компьютерные игры и пр.).
  • Трансмедийные мультивселенные: новый тип мифологии?
Лекция 5. Магическое мышление современного человека. (10.04.25)
  • Что такое магия и можно ли ее изучать?
  • Какие виды магических действий и практик выделяют исследователи?
  • Магический ритуал и его связь с мифом: взгляд современной социальной антропологии.
  • Первобытное мышление (по Л. Леви-Брюлю) и мышление современного человека: сходство и различия.
  • Магическое мышление как концепт современной психологии.
  • Магическое мышление и когнитивные искажения (confirmation bias).
  • Почему современный человек верит в магию, гадания, астрологию и пр.?
  • Что будет, если искоренить магическое и мифологическое в нашей жизни?
  • Мифологическое мышление и искусственный интеллект.
Лектор Седых Оксана Михайловна:

Кандидат филологических наук, преподаватель философского факультета МГУ
Специалист в области культурной антропологии, истории культуры и литературы, автор курсов по мифологии, ритуалам и символическим кодам культуры. Преподаёт на философском факультете и факультете иностранных языков и регионоведения МГУ, Московском институте психоанализа, а также в Государственном академическом университете гуманитарных наук, Московском физико-техническом институте и других ведущих вузах России.
Показать больше
 
Зарегистрируйтесь , чтобы посмотреть скрытый контент.
Поиск по тегу:
Теги
5 лекций как ритуалы мифы и магия правят нашим сознанием оксана седых точка интеллекта
Похожие складчины
Показать больше похожих складчин

Зарегистрируйте учетную запись

У вас появится больше возможностей!

Создать учетную запись

Пройдите быструю регистрацию

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите.

Сверху